|
Шум и зерно
I. Интродукция В стародавние времена зернистость изображения, характерную для плёночной фотографии, можно было худо-бедно сымитировать в Photoshop с помощью фильтра Add Noise. В более поздних версиях этой программы появился специальный фильтр Film Grain. Но появились ли вместе с этим фильтром новые возможности? Действительно ли этот фильтр может создать подобие плёночного зерна? Насколько результат будет лучше по сравнению со старым-добрым Add Noise? В поисках ответов на эти вопросы автор и решил провести несколько новых «маленьких ненаучных экспериментов». II. Аллегро Но зачем добавлять к изображению зерно и/или шум? Резонный вопрос! Ведь нередко приходится сталкиваться с прямо противоположной задачей: как сделать шумы менее заметными? Причин, по котором изображение после добавления шума улучшается, может быть несколько:
Наверняка существуют и другие основания для добавления шумов в цифровое изображение… В рамках рубрики ненаучных тестов автор не претендует на полноту изложения… Однако пора уже без лишних раздумий и теоретизирований перейти к практическому тестированию! III. Анданте На рис. 3 приведена фотография, сделанная цифровой мыльницей. Как видно, отсутствие плёночного зерна действительно делает изображение немного «пластмассовым».
Всегда ли это плохо? Трудно сказать… Таким изображениям свойственна своя эстетика. Иногда они бывают очень выразительны. Но по-своему! Совсем не так, как отпечатки, полученные оптическом образом с плёнки или пластинки. Отказывать таким изображениям в художественности — всё равно, что пренебрежительно относится к анимационной графике! А ведь многие рисованные мультипликационные кадры являют собой пример настоящего искусства! Впрочем, автор не стремится убедить читателя в чём-либо. Больше мнений, хороших и разных! IV. Скерцо На рис. 4 и рис. 5 тот же самый кадр представлен после двух вариантов компьютерной обработки.
Вначале (рис. 4) была предпринята попытка сымитировать зерно традиционным образом с помощью фильтра Add Noise. Для имитации зерна шум должен быть Gaussian и Monochromatic. Первое условие по сути означает, что чем больше отклонения от номинала — тем они менее вероятны. Второе условие означает, что шум не приведёт к резким отклонениям цвета в отдельных пикселях. Формально, оба эти условия должны обеспечить наиболее близкое подражание плёночному зерну. Однако не стоит принимать всё на веру: в различных практических ситуациях можно попробовать поэкспериментировать и с другими параметрами этого фильтра. К бесспорным преимуществам функции Add Noise следует также отнести возможность варьировать параметр Amount с точностью до сотых долей процента. На рис. 5 показан результат применения фильтра Film Grain (группа Artistic). Вспомогательные параметры Intensity и Highlight Area были установлены в ноль. В обоих случаях была выбрана довольно сильная (но ещё приемлемая) степень «шумизации»: Amount = 2 и Grain = 2. Столь большой уровень добавленного шума был призван упростить процедуру сравнения и анализа результатов. Также следует иметь в виду, что параметр Grain фильтра Film Grain может принимать, увы, лишь целочисленные значения. При сравнении результатов не следует «водить носом по экрану монитора»: разумнее смотреть на картинки с расстояния вытянутой руки. V. Финал Как легко догадаться, в рамках ненаучных экспериментов никаких категоричных и определённых выводов не последует. Но несколько слов на правах частного мнения автор всё же должен сказать. Эксперимент показал, что даже специальный фильтр Film Grain имитирует настоящее зерно плёнки далеко неидеально. А если учесть, что параметр Amount может быть выставлен более точно в фильтре Add Noise, то привлекательность инструмента Film Grain становится ещё меньше. Вместе с тем следует помнить, что автор вовсе не считает себя профессионалом в компьютерной обработке. Возможно в более умелых руках рассмотренные фильтры повели бы себя по-другому. Экспериментируйте самостоятельно! Именно в этом призыве — смысл всех статей, публикуемых в цикле «маленькие ненаучные тесты».
* * *
|
|
|
© Игорь Ефремов, 2007, все права сохранены
Для использования материалов этого сайта в коммерческих или некоммерческих
целях необходимо получить от меня письменное разрешение, если обратное
не оговорено в явной форме. |