|
Кадрирование в заданном формате: загадочные аспекты Как известно, Анри Картье-Брессон не занимался кадрированием изображения после съёмки. Все композиционные построения он осуществлял в процессе фотографирования в рамках кадра с соотношением сторон 3:2 (36 мм х 24 мм). И, нельзя не признать, у него здорово получалось! Можно ли на этом основании выработать какую-нибудь универсальную рекомендацию? Следует ли и другим фотографам поступать также? Не менее известен и тот факт, что Брессон сам не занимался печатью фотографий. Он полагал, что после нажатия на кнопку спуска затвора — дело сделано! В свете этого обстоятельства отказ от послесъёмочного кадрирования выглядит более чем естественно. Если на этапе печати фотограф уже никак не контролирует процесс получения изображения, ему не остаётся ничего другого, как строить выразительную и законченную композицию с самого начала. Можно сказать, что у Брессона был кинематографический подход к построению кадра. Действительно, при создании фильма оператор не может рассчитывать на то, что ему удастся подправить композицию после съёмки. По мелочам, конечно, можно будет кое-что сделать с помощью ретуши и т.п., но в основном кадр должен быть удачно выстроен уже на самом первом этапе. Другим примером жёсткого подхода к построению кадра могут служить слова Ларса фон Триера, датского кинематографиста, одного из основателей «Догмы - 95». Пункт 9 Манифеста этого течения гласит: «The film format must be Academy 35 mm» (Формат плёнки должен быть «Академия 35 мм»). О самом формате мы ещё скажем несколько слов ниже, а здесь отметим лишь то, что, по мнению фон Триера, композиция должна строиться в кадре с соотношением сторон 1,33. Формат классический, спору нет. Но чем он лучше брессоновского классического фотоформата 3:2 не смог бы объяснить, надо полагать, и сам автор «Догмы - 95». Кстати говоря, кинематографисты вкладывают в термин кадрирование совсем не тот смысл, что фотографы. Попробуем внести ясность во все эти вопросы. Согласно энциклопедическому словарю «Кино», кадрирование — это «выбор обреза изображения, ракурса и плана для наиболее выразительного решения». Иными словами, кинематографисты понимают под кадрированием построение кадра, т.е. создание композиционного решения в заданных рамках. А эти самые рамки задаются отношением длины кадра к его ширине, называемое в англоязычной литературе aspect ratio. Одним из первых в кинематографии был стандарт Academy Standard. Два кадра в этом стандарте равны примерно одному кадру в узкоплёночной 35-миллиметровой фотографии, а aspect ratio в Academy Standard составляет 1,33. (В литературе можно встретить и другую цифру: 1,37, но обсуждение этих различий лежит за рамками этой статьи.) Этот формат как стандарт de facto просуществовал до 50-х годов XX века. Но, конечно же, это был далеко не единственный формат. Как ни странно, за время своего существования кинематограф породил великое множество стандартов. (См. И что характерно: в рамках практически любого формата было создано определённое количество прекрасных киношедевров. В мире телевидения и компьютерной техники Когда рождалось телевизионное вещание, соотношение сторон телекадра было выбрано 4:3, т.е. 1,33. В этом нет ничего удивительного: телевидение подстраивалось под самый распространённый киноформат. Но не только телевидение опиралось на «магическое» число 1,33. Эту величину можно встретить и в других смежных отраслях. Достаточно упомянуть лишь компьютерную технику. Популярные компьютерные экранные разрешения 800 х 600, 1024 х 768 и пр. опять-таки основаны на соотношении сторон 1,33. Означает ли это, что отношение 4:3 (1,33) — это лучший формат всех времён и народов? Конечно, нет. Просто, так уж сложилось… Один стандарт «цепляется» за другой… Поле бинокулярного зрения человека по горизонтали больше, чем во вертикали. Что, впрочем, вовсе не удивительно: человек смотрит на мир двумя глазами. А раз так, то желание сделать изображение более протяжённым по горизонтали следует признать вполне естественным. Телевидение, в попытках найти соответствие многочисленным вариантам кинематографического широкоформатного вещания, тоже не стоит на месте. Стандарт HDTV опирается на отношение сторон кадра 16:9 (1,78). Что будет дальше? Поживём — увидим. В мире живописи В живописи аналогом кадрирование является выбор размера и формата будущей картины. На первый взгляд, никаких правил тут нет. Так, например, «Джоконда» великого Леонардо написана на доске 77 х 53 см (соотношение сторон 1,45). А «Корабль дураков» Иеронима Босха имеет размеры 58 х 32 см (1,88). Живопись не связана ни с каким заранее заданным форматом. И это не удивительно. Зачем заранее загонять себя в надуманные рамки? Тем не менее, некое подобие стандарта существует и в живописи. В XIX веке сформировались так называемые стандартные французские размеры для живописи (см.
Как видно из таблицы, даже в пределах одного типоряда соотношение сторон меняется довольно значительно. К тому же, приведённые размеры — это ориентир, скорей, для производителей стандартных рам, подрамников, основ и т. п. Художнику же, конечно, никто не может запретить самому сколотить подрамник произвольного размера. В мире фотографии В отличии от кинематографа в фотографии под кадрированием чаще всего понимают процесс вырезания из исходного кадра области конечного изображения. Тут уместно напомнить читателю об одном живучем заблуждении. Многие почему-то уверены, что типовые размеры фотографических отпечатков имеют такие же соотношения сторон что и узкоформатный кадр: 36:24 = 1,5. Если мы разделим 15 на 10, то мы действительно получим 1,5. Но стоит нам взять другой типовой размер — и соотношение сторон поменяется: 20:15=1,33.
Следовательно фотографу при создании композиции следует заранее подумать о том, с каким соотношением сторон будет напечатано его произведение: 3:2 или 4:3. Но, конечно же, фотограф может и вовсе отказаться от стандартных форматов, кадрируя готовый отпечаток ножницами или используя инструмент Crop в программе обработки изображений. Выводы Что же из это следует? Кадрировать изображение или нет? Придерживаться ли при кадрировании каких-то стандартных соотношений или нет? Один из разумных советов таков: при кадрировании технические факторы бывают не менее значимы чем эстетические. Кадрируя изображение после съёмки, следует в первую очередь задуматься над следующими вопросами: не упадёт ли разрешение ниже допустимого уровня? насколько экономична будет печать большого числа нестандартных отпечатков? и т.п. Ответив на эти принципиальные вопросы, фотограф может переходить к решению эстетических задач кадрирования. Практически в рамках любого наперёд заданного формата можно найти удовлетворительное художественное решение. Спору нет, лучше всего подумать обо всём этом заранее. Но если уж не получилось разработать предварительный план — почему бы не попытаться решить задачу на последнем этапе печати (допечатной подготовки)? * * *
|
|
|
© Игорь Ефремов, 2007, все права сохранены
Для использования материалов этого сайта в коммерческих или некоммерческих
целях необходимо получить от меня письменное разрешение, если обратное
не оговорено в явной форме. |